…«Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь»… / Св. Иоанн Златоуст
«Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте. Яко Царь всей земли Бог, пойте разумно» / Псалтырь, пс. 46, 6-7
«И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» / (Возглас на литургии)
На протяжении веков христианская церковная культура вбирала в себя все, чем жила церковь в то или иное время. Поэтому в звуках древнего знаменного распева запечатлелась вся ее непростая история: отзвуки гимнов первых христиан, тихая молитва отшельника, достойного ангельского откровения, торжествующее ликование Православия.
Церковь Ветхозаветная допускала использование различных музыкальных инструментов, созданных руками человека: кимвалы, гусли, псалтырь. Церковь же христианская, отметая все грубое и плотское, со временем отказалась от использования инструментальной музыки, оставив для прославления Творца инструмент, созданный Творцом: человеческий голос.
В древнерусской богослужебной традиции голоса певцов не разделяются в многоголосье на различные партии, но сливаются воедино, творя молитву как бы едиными устами и единым сердцем. Именно благодаря этому древнему знаменному пению свойственны особенный молитвенный настрой, фундаментальность и беспристрастность. Оно самобытно и неповторимо, словно голос древности, порой звучащий непривычно для современного человека, но к голосу этому стоит прислушаться. Традиция унисонного пения непрерывно сохраняется в старообрядчестве.
В настоящий сборник вошли древнерусские богослужебные песнопения обиходного, праздничного и триодного круга знаменного и демественного распева, те, что звучат за каждым богослужением и те, что уже почти забыты. Разные по содержанию и характеру звучания, но похожие по духу и настроению, они отражают все богатство и разнообразие песнопений знаменного распева.
Исполнители – студенты-старообрядцы, учащиеся возрожденного в 2004 г. Московского Духовного училища. Это молодые юноши и девушки, стоящие на пороге собственного жизненного пути, который неразрывно связан с церковным богослужением и древним знаменным распевом.
Полный список композиций диска: